Программа поликультурного воспитания

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Лесоперевалочная средняя общеобразовательная 

школа № 1

Программа поликультурного воспитания

 

 

                                Программа поликультурного воспитания

Введение.

Основная идея, лежащая в основе настоящей Программы поликультурного воспитания исходит из

Концепции развития поликультурного образования и в связи с провозглашением ЮНЕСКО и ООН новой культурной и

образовательной политики: вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности все граждане России должны осознавать себя единой гражданской нацией, которая вместе с тем является неотъемлемой частью великой российской нации.

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АКТУАЛЬНА ПО СЛЕДУЮЩИМ ПРИЧИНАМ:

- в связи с распадом СССР и утраты прежде привычной идентичнос ти «советского народа» происходит

сложный поиск и формирование российской идентичности;

- отмечается значительный масштаб миграции в РФ из стран ближнего и дальнего зарубежья;

- возросла роль РФ в мировой политике с присущей ей проблемой недопущения

столкновения цивилизаций и необходимостью налаживания диалога культур.

В многонациональном социуме идея поликультурного воспитания видится в использовании научных и культурных достижений других народов в воспитательных целях, воспитание в духе дружбы, терпимости и взаимопонимания людей разных национальностей, а наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес обучающихся к новому знанию и одновременно предлагать

различные точки зрения на окружающий мир. В процессе конструирования знаний происходит понимание, изучение и определение знаний при помощи опыта и целей всех расовых, этнических и культурных групп.

Нормативная база

- Конституция РФ;

 -Закон РФ «Об образовании»;

- Закон РФ «О языках народов РФ»;

- Концепция государственной национальной политики РФ;

- Национальная доктрина образования в РФ (на период до 2025 года);

- Концепция развития поликультурного образования;

- Комплексная программа развития поликультурного образования;

- ФГОС начального общего и основного общего образования;

 

Основные цели, на которые направлена Программа поликультурного воспитания.

Целями поликультурного воспитания являются:

– формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;

– формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;

– эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни.

Вышесказанное отражает концептуальные идеи поликультурного воспитания, заложенные в предлагаемой Программе поликультурного воспитания.

Программа поликультурного воспитания взаимосвязана с учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения и является единством четырех блоков:

- Познавательного (реализуется информация культурологического порядка, о сущности межэтнических отношений, толерантнос ти, причинах и следствиях толерантного поведения. Литература ориентирует на традиции в русской культуре; русский и инос транные языки – на коммуникативную, география  –межэтническую, история – политическую составляющие и т.д.

- Оценочного (эмоционального), который реализуется через школьные предметы: через литературу – отношения к классическому наследию страны, ис торию – к ис торическому прошлому; географию, биологию – к природе и т.д.

- Деятельностного. Эффективность совместной деятельности участников Программы в ходе усвоения ее содержания повышается, если:

— сформирована установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

— осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;

— создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;

— каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело и др.

- Воспитательного. Блоки воспитания и самовоспитания в данной Программе связаны с развитием у воспитанников навыков позитивной самооценки, самосознания, саморегуляции, с разработкой индивидуальных программ самовоспитания.

Программа реализуется на трех уровнях:

1. Когнитивном (осознание и понимание).

2. Аффективном (переживание эмоционального отношения).

3. Мотивационном (активный поиск и использование продуктивных стратегий адаптации).

Основные задачи

- глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе,истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России;

- воспитание понимания самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям;

- воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности;

- приобщение к основам мировой культуры, и воспитание уважения к представителям других народов;

- формирование культуры межнациональных отношений учащихся в полиэтническом коллективе;

- воспитание личности в духе мира, взаимопонимания с другими народами, осознания необходимости сохранения культуры мира.

- глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России.

Уровни и компоненты поликультурного воспитания

Воспитательная работа в рамках Программы включает следующие направления:

 - формирование понимания и уважения к иным народам, культурам, цивилизациям, включая культуру быта;

- воспитание персональных нравственно высоких качеств;

 - воспитание навыков сосуществования с людьми — представителями иной расы, языка, религии, этноса и пр.;

 -воспитание чувств сострадания и готовности помочь другим людям;

 -формирование общественно одобряемых жизненных ценностей, развитие понимания, признания, соблюдения и умения защиты прав и свобод человека;

- осознание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества, готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса;

- целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры и быта разных народов, перевода их в личностный опыт;

- развитие умений вести открытый межконфессиональный и межкультурный диалог и осуществлять партнерство ради уважения и взаимного понимания и укрепления свободы верования и религий;

- осуждение расизма, ксенофобии, антисемитизма и других форм нетерпимости и дискриминации; терроризма и любых форм экстремизма;

- формирование политической и религиозной корректности и утверждение их нормой жизни;

 -формирование массовой культуры корректного отношения в обществе и активизация общественных сил в этом направлении;

- пресечение подстрекательств к преступлениям, ненависти на почве расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения и др.

- формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

- изучение национальных традиций и обычаев;

- воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;

- изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;

„h формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;

- воспитание любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка, его глубокого смыслового контекста;

- изучение основ религиозной культуры разных народов;

- раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями духовной музыки, литературы, живописи, архитектуры;

- освещение полноты взглядов на ключевые вопросы естественнонаучных предметов и др.

Ожидаемый результат (конечные цели)

Программа поликультурного воспитания ориентирована на формирование личности, способной к активной и

эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур. Результатом Программы поликультурного воспитания является формирование поликультурного мышления, что в итоге способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности в многокультурном обществе и её интеграции в поликультурное мировое пространство.

В качестве конкретных показателей, параметров и характеристик эффективности настоящей Программы могут

быть использованы следующие индикаторы:

- ориентированность на гуманистические ценности, общую культуру личности российские

общенациональные культурные ценности;

- социальная адаптированность и адекватность развивающейся личности;

- ваpиативность и гибкость предлагаемой технологии (для возможной корректировки);

- применение личностно-ориентированного, возрастного и индивидуального подходов к проблеме;

- сочетание индивидуального подхода с групповой гармонией;

- сочетание требований образовательной программы и желаний ребенка;

- вовлеченность родителей и учет их запросов в этом направлении воспитания;

- готовность педагога к реализации поликультурного образования.

Программа поликультурного воспитания направлена на реализацию следующих организационных задач:

- разработку методики решения проблемы средствами образования в системе дошкольного и общего образования (психологическое просвещение развивающейся личности, вовлечение ее в деятельность по изучению особенностей собственной психики, поведения и особенностей их взаимоотношений с окружающими с целью самораскрытия,

самопознания и самоактуализации их самих в этой деятельности; психологическая диагностика проблем личности;

обучение основным приемам общения, способам бесконфликтного поведения, умению анализировать ситуации и принимать решения; обучение основным приемам преодоления барьеров и страхов, развитие умения ориентироваться в

сложных ситуациях, анализировать мотивы собственного поведения и поступков других людей, преодолевать депрессивные состояния и др.).

- обоснование технологии помощи семье в поликультурном воспитании (пути продуктивного решения проблемы формирования толерантности в отношениях родителей к своим детям; анализ психологических условий развития толерантности у родителей;

-механизмы проявления терпимости и согласия в семейных отношениях в зависимости от

национальных особенностей и религиозной направленности семьи).

- описание путей развития компетентности педагога, реализующего концепцию поликультурного воспитания (оценка сформированности базовых компетентностей; развитие готовности реализовать концепцию поликультурного образования, углубление профессионального сознания с учетом особенностей профессиональной деятельности по

поликультурному воспитанию, расширение профессиональных знаний умений и навыков, способность к преодолению различных барьеров в восприятии ученика, преодоление собственных психологических проблем и т.д.).

 

 

 

Тематика

Начальная

школа

 

Среднее звено

Старшая школа

 

Возраст

6,5-10 (11) 10

10 (11)-15 лет

15-18 лет

«Я и другие»

занятия в системе адаптивной

социализации ребёнка

(с привлечением педагога-психолога)

 

конкурсные сочинения о труде

железнодорожников, выставки

прикладных видов искусства

этнокультурного характера

 

введение в старших классах школы курса

мировой художественной культуры;

анкетирование «Моё отношение к носителям

различных культурных, религиозных, этнолингвистических традиций»

 

 

«Мой дом, моя

семья»

 

занятия кружка в системе

дополнительного образования «Моя

родословная»

 

совместные с родителями

мероприятия (в т.ч. спортивные),

детско-родительские праздники

конкурс фотографий, составление

генеалогического древа, конкурс презентаций

«М ой дом, моя семья»

 

«Мир вокруг»

занятия кружков «Детский театр», «В

гостях у сказки», «Волшебный

карандаш»;

участие в проведении конкурса рисунков

о железнодорожном транспорте

 

занятия в системе изучения

литературного и исторического

краеведения, участие в проведении

конкурса рисунков о

железнодорожном транспорте

 

проведение уроков и внеклассных

мероприятий по истории, обществознанию и

литературе с элементами анализа

политических, социальных, нравственных

ситуаций;

участие в проведении конкурса рисунков о

железнодорожном транспорте

 

«Грамматика

общения»,

«Основы

конструктив-

ного

взаимодей-

ствия»

 

занятия кружков «Этикет поведения и

общения», «Этическое поведение в

обществе»

 

цикл классных часов, беседы на

тему «Основы нравственности»

 

занятия с педагогом-психологом в системе

«Основы конструктивного взаимодействия»,

индивидуальные консультации

 

«Все разные –

все равны»

 

беседы, обсуждение фильмов, реальных

ситуаций, связанных с темой «М ы дети

твои, дорогая Земля!»; занятия по

изучению основ религии и светской

этики

 

воспитание основ толерантности на

примере изучения особенностей

взаимопроникновения различных

этнолингвистических культур

 

участие в молодежных акция х, диспуты, цикл

бесед по неформальным субкультурам

 

«Человек и

природа»

 

экскурсии, проведение конкурсов

рисунков; занятия в школьном кружке

«Хочу всё знать»

 

сочинения о природе, доклады и

выступления, участие в конкурсах

«Экологические проекты

школьников 2013», «Экология на

железнодорожном транспорте»;

проведение на базе школы семинара

муниципального уровня по

технологии «Обучение технологии

с привлечением элементов

поликультурного воспитания»

 

путешествия по родному краю, по России,

участие в конкурсах «Экологические проекты

школьников 2013», «Экология на

железнодорожном транспорте», участие в

реализации проекта «Оазис школьного двора»

 

«Человек и

общество»

 

проведение занятий с акцентом на

изучении этнографических элементов

народного творчества

участие в организации и

проведении предметных недель,

Школы диалога культур

 

изучение особенностей национальных

государственных символик различных народов

России, сопредельных стран и государств

дальнего зарубежья

 

«Человек и

история»

 

занятия кружка «В гостях у сказки» с

целью изучения сказок народов мира;

знакомство с произведения ми об истории

родного края и страны

 

Политические информации, обзор

событий в мире, участие в

организации и проведении

конкурсов исследовательских

проектов «Личность в истории»

 

конкурсы исследовательских проектов в системе

работы школьного научного общества «Поиск»,

участие в муниципальном конкурсе

краеведческих проектов «Отечество»

«Человек и мир»

 

занятия в системе дополнительного

образования с целью изучения

особенностей национальных танцев и

песен, проведение мини-фестивалей;

участие в проведении Всероссийских

научно-творческих конкурсах «Познание

цикл классных часов, библиотечных

уроков, связанных с изучением

основ духовных и культурно-

исторических ценностей, занятия в

системе дополнительного

образования с целью изучения

цикл классных часов, бесед из цикла

«Человек – гражданин мира», участие в

муниципальном конкурсе проектов

«Отечество», занятия в системе

дополнительного образования с целью изучения

особенностей национальных танцев и песен,

и творчество

участие в проведении конкурса

«Человек и Космос»

проведение мини-фестивалей, проведение мини-

фестивалей; участие в проведении

Всероссийских научно-творческих конкурсах

«Познание и творчество», Цетр «Снейл» и др.;

участие в проведении конкурса «Человек и

Космос»

 

участие в проведении конкурса

«Человек и Космос»

проведение мини-фестивалей, проведение мини-

фестивалей; участие в проведении

Всероссийских научно-творческих конкурсах

«Познание и творчество», Цетр «Снейл» и др.;

участие в проведении конкурса «Человек и

Космос»

 

 

                                        Работа с педагогическими кадрами

                      по реализации Программы поликультурного образования

                                      МБОУ Лесоперевалочной СОШ – 1

 

Факторы работы

Особенности

Сроки

1 .Повышение

квалификации

 

Повышение квалификации педагогических работников образовательного

учреждения  МБОУ ЛСОШ – 1, через семинары, форумы, НИК

 

По плану

МБОУ Лесоперевалочной СОШ – 1

В течении года

 

3.Участие

педагогов и детей

в организации и

проведении Школ

диалога культур

различного уровня

 

Активное участие обучающихся и педагогов в организации и проведении

Школ диалога культур, полезный и весьма результативный опыт участия

имелся в 2011-2012 учебном году, когда педагоги и дети  приняли участие в мероприятиях в Межрегиональном фольклорном празднике «Тун пайрам – 2012» в честь 10 – летней годовщины 21 мая Всемирным днём культурного разнообразия в честь 150 – летия со дня рождения Н.Ф.Катанова.

Международный день родного языка. Районный форум.

По приглашению

организаторов Школы

диалога культур

1 неделя феврвля.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 08.10.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»