Программа поликультурного воспитания
Введение.
Основная идея, лежащая в основе настоящей Программы поликультурного воспитания исходит из
Концепции развития поликультурного образования и в связи с провозглашением ЮНЕСКО и ООН новой культурной и
образовательной политики: вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности все граждане России должны осознавать себя единой гражданской нацией, которая вместе с тем является неотъемлемой частью великой российской нации.
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АКТУАЛЬНА ПО СЛЕДУЮЩИМ ПРИЧИНАМ:
- в связи с распадом СССР и утраты прежде привычной идентичнос ти «советского народа» происходит
сложный поиск и формирование российской идентичности;
- отмечается значительный масштаб миграции в РФ из стран ближнего и дальнего зарубежья;
- возросла роль РФ в мировой политике с присущей ей проблемой недопущения
столкновения цивилизаций и необходимостью налаживания диалога культур.
В многонациональном социуме идея поликультурного воспитания видится в использовании научных и культурных достижений других народов в воспитательных целях, воспитание в духе дружбы, терпимости и взаимопонимания людей разных национальностей, а наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес обучающихся к новому знанию и одновременно предлагать
различные точки зрения на окружающий мир. В процессе конструирования знаний происходит понимание, изучение и определение знаний при помощи опыта и целей всех расовых, этнических и культурных групп.
Нормативная база
- Конституция РФ;
-Закон РФ «Об образовании»;
- Закон РФ «О языках народов РФ»;
- Концепция государственной национальной политики РФ;
- Национальная доктрина образования в РФ (на период до 2025 года);
- Концепция развития поликультурного образования;
- Комплексная программа развития поликультурного образования;
- ФГОС начального общего и основного общего образования;
Основные цели, на которые направлена Программа поликультурного воспитания.
Целями поликультурного воспитания являются:
– формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
– формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;
– эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни.
Вышесказанное отражает концептуальные идеи поликультурного воспитания, заложенные в предлагаемой Программе поликультурного воспитания.
Программа поликультурного воспитания взаимосвязана с учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения и является единством четырех блоков:
- Познавательного (реализуется информация культурологического порядка, о сущности межэтнических отношений, толерантнос ти, причинах и следствиях толерантного поведения. Литература ориентирует на традиции в русской культуре; русский и инос транные языки – на коммуникативную, география –межэтническую, история – политическую составляющие и т.д.
- Оценочного (эмоционального), который реализуется через школьные предметы: через литературу – отношения к классическому наследию страны, ис торию – к ис торическому прошлому; географию, биологию – к природе и т.д.
- Деятельностного. Эффективность совместной деятельности участников Программы в ходе усвоения ее содержания повышается, если:
— сформирована установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
— осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;
— создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;
— каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело и др.
- Воспитательного. Блоки воспитания и самовоспитания в данной Программе связаны с развитием у воспитанников навыков позитивной самооценки, самосознания, саморегуляции, с разработкой индивидуальных программ самовоспитания.
Программа реализуется на трех уровнях:
1. Когнитивном (осознание и понимание).
2. Аффективном (переживание эмоционального отношения).
3. Мотивационном (активный поиск и использование продуктивных стратегий адаптации).
Основные задачи
- глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе,истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России;
- воспитание понимания самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям;
- воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности;
- приобщение к основам мировой культуры, и воспитание уважения к представителям других народов;
- формирование культуры межнациональных отношений учащихся в полиэтническом коллективе;
- воспитание личности в духе мира, взаимопонимания с другими народами, осознания необходимости сохранения культуры мира.
- глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России.
Уровни и компоненты поликультурного воспитания
Воспитательная работа в рамках Программы включает следующие направления:
- формирование понимания и уважения к иным народам, культурам, цивилизациям, включая культуру быта;
- воспитание персональных нравственно высоких качеств;
- воспитание навыков сосуществования с людьми — представителями иной расы, языка, религии, этноса и пр.;
-воспитание чувств сострадания и готовности помочь другим людям;
-формирование общественно одобряемых жизненных ценностей, развитие понимания, признания, соблюдения и умения защиты прав и свобод человека;
- осознание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества, готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса;
- целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры и быта разных народов, перевода их в личностный опыт;
- развитие умений вести открытый межконфессиональный и межкультурный диалог и осуществлять партнерство ради уважения и взаимного понимания и укрепления свободы верования и религий;
- осуждение расизма, ксенофобии, антисемитизма и других форм нетерпимости и дискриминации; терроризма и любых форм экстремизма;
- формирование политической и религиозной корректности и утверждение их нормой жизни;
-формирование массовой культуры корректного отношения в обществе и активизация общественных сил в этом направлении;
- пресечение подстрекательств к преступлениям, ненависти на почве расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения и др.
- формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
- изучение национальных традиций и обычаев;
- воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;
- изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;
„h формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;
- воспитание любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка, его глубокого смыслового контекста;
- изучение основ религиозной культуры разных народов;
- раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями духовной музыки, литературы, живописи, архитектуры;
- освещение полноты взглядов на ключевые вопросы естественнонаучных предметов и др.
Ожидаемый результат (конечные цели)
Программа поликультурного воспитания ориентирована на формирование личности, способной к активной и
эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур. Результатом Программы поликультурного воспитания является формирование поликультурного мышления, что в итоге способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности в многокультурном обществе и её интеграции в поликультурное мировое пространство.
В качестве конкретных показателей, параметров и характеристик эффективности настоящей Программы могут
быть использованы следующие индикаторы:
- ориентированность на гуманистические ценности, общую культуру личности российские
общенациональные культурные ценности;
- социальная адаптированность и адекватность развивающейся личности;
- ваpиативность и гибкость предлагаемой технологии (для возможной корректировки);
- применение личностно-ориентированного, возрастного и индивидуального подходов к проблеме;
- сочетание индивидуального подхода с групповой гармонией;
- сочетание требований образовательной программы и желаний ребенка;
- вовлеченность родителей и учет их запросов в этом направлении воспитания;
- готовность педагога к реализации поликультурного образования.
Программа поликультурного воспитания направлена на реализацию следующих организационных задач:
- разработку методики решения проблемы средствами образования в системе дошкольного и общего образования (психологическое просвещение развивающейся личности, вовлечение ее в деятельность по изучению особенностей собственной психики, поведения и особенностей их взаимоотношений с окружающими с целью самораскрытия,
самопознания и самоактуализации их самих в этой деятельности; психологическая диагностика проблем личности;
обучение основным приемам общения, способам бесконфликтного поведения, умению анализировать ситуации и принимать решения; обучение основным приемам преодоления барьеров и страхов, развитие умения ориентироваться в
сложных ситуациях, анализировать мотивы собственного поведения и поступков других людей, преодолевать депрессивные состояния и др.).
- обоснование технологии помощи семье в поликультурном воспитании (пути продуктивного решения проблемы формирования толерантности в отношениях родителей к своим детям; анализ психологических условий развития толерантности у родителей;
-механизмы проявления терпимости и согласия в семейных отношениях в зависимости от
национальных особенностей и религиозной направленности семьи).
- описание путей развития компетентности педагога, реализующего концепцию поликультурного воспитания (оценка сформированности базовых компетентностей; развитие готовности реализовать концепцию поликультурного образования, углубление профессионального сознания с учетом особенностей профессиональной деятельности по
поликультурному воспитанию, расширение профессиональных знаний умений и навыков, способность к преодолению различных барьеров в восприятии ученика, преодоление собственных психологических проблем и т.д.).
Тематика |
Начальная
школа
|
Среднее звено |
Старшая школа
|
Возраст |
6,5-10 (11) 10 |
10 (11)-15 лет |
15-18 лет |
«Я и другие» |
занятия в системе адаптивной
социализации ребёнка
(с привлечением педагога-психолога)
|
конкурсные сочинения о труде
железнодорожников, выставки
прикладных видов искусства
этнокультурного характера
|
введение в старших классах школы курса
мировой художественной культуры;
анкетирование «Моё отношение к носителям
различных культурных, религиозных, этнолингвистических традиций»
|
«Мой дом, моя
семья»
|
занятия кружка в системе
дополнительного образования «Моя
родословная»
|
совместные с родителями
мероприятия (в т.ч. спортивные),
детско-родительские праздники |
конкурс фотографий, составление
генеалогического древа, конкурс презентаций
«М ой дом, моя семья»
|
«Мир вокруг» |
занятия кружков «Детский театр», «В
гостях у сказки», «Волшебный
карандаш»;
участие в проведении конкурса рисунков
о железнодорожном транспорте
|
занятия в системе изучения
литературного и исторического
краеведения, участие в проведении
конкурса рисунков о
железнодорожном транспорте
|
проведение уроков и внеклассных
мероприятий по истории, обществознанию и
литературе с элементами анализа
политических, социальных, нравственных
ситуаций;
участие в проведении конкурса рисунков о
железнодорожном транспорте
|
«Грамматика
общения»,
«Основы
конструктив-
ного
взаимодей-
ствия»
|
занятия кружков «Этикет поведения и
общения», «Этическое поведение в
обществе»
|
цикл классных часов, беседы на
тему «Основы нравственности»
|
занятия с педагогом-психологом в системе
«Основы конструктивного взаимодействия»,
индивидуальные консультации
|
«Все разные –
все равны»
|
беседы, обсуждение фильмов, реальных
ситуаций, связанных с темой «М ы дети
твои, дорогая Земля!»; занятия по
изучению основ религии и светской
этики
|
воспитание основ толерантности на
примере изучения особенностей
взаимопроникновения различных
этнолингвистических культур
|
участие в молодежных акция х, диспуты, цикл
бесед по неформальным субкультурам
|
«Человек и
природа»
|
экскурсии, проведение конкурсов
рисунков; занятия в школьном кружке
«Хочу всё знать»
|
сочинения о природе, доклады и
выступления, участие в конкурсах
«Экологические проекты
школьников 2013», «Экология на
железнодорожном транспорте»;
проведение на базе школы семинара
муниципального уровня по
технологии «Обучение технологии
с привлечением элементов
поликультурного воспитания»
|
путешествия по родному краю, по России,
участие в конкурсах «Экологические проекты
школьников 2013», «Экология на
железнодорожном транспорте», участие в
реализации проекта «Оазис школьного двора»
|
«Человек и
общество»
|
проведение занятий с акцентом на
изучении этнографических элементов
народного творчества |
участие в организации и
проведении предметных недель,
Школы диалога культур
|
изучение особенностей национальных
государственных символик различных народов
России, сопредельных стран и государств
дальнего зарубежья
|
«Человек и
история»
|
занятия кружка «В гостях у сказки» с
целью изучения сказок народов мира;
знакомство с произведения ми об истории
родного края и страны
|
Политические информации, обзор
событий в мире, участие в
организации и проведении
конкурсов исследовательских
проектов «Личность в истории»
|
конкурсы исследовательских проектов в системе
работы школьного научного общества «Поиск»,
участие в муниципальном конкурсе
краеведческих проектов «Отечество» |
«Человек и мир»
|
занятия в системе дополнительного
образования с целью изучения
особенностей национальных танцев и
песен, проведение мини-фестивалей;
участие в проведении Всероссийских
научно-творческих конкурсах «Познание
цикл классных часов, библиотечных
уроков, связанных с изучением
основ духовных и культурно-
исторических ценностей, занятия в
системе дополнительного
образования с целью изучения
цикл классных часов, бесед из цикла
«Человек – гражданин мира», участие в
муниципальном конкурсе проектов
«Отечество», занятия в системе
дополнительного образования с целью изучения
особенностей национальных танцев и песен,
и творчество |
участие в проведении конкурса
«Человек и Космос»
проведение мини-фестивалей, проведение мини-
фестивалей; участие в проведении
Всероссийских научно-творческих конкурсах
«Познание и творчество», Цетр «Снейл» и др.;
участие в проведении конкурса «Человек и
Космос»
|
участие в проведении конкурса
«Человек и Космос»
проведение мини-фестивалей, проведение мини-
фестивалей; участие в проведении
Всероссийских научно-творческих конкурсах
«Познание и творчество», Цетр «Снейл» и др.;
участие в проведении конкурса «Человек и
Космос»
|
Работа с педагогическими кадрами
по реализации Программы поликультурного образования
МБОУ Лесоперевалочной СОШ – 1
Факторы работы |
Особенности |
Сроки |
1 .Повышение
квалификации
|
Повышение квалификации педагогических работников образовательного
учреждения МБОУ ЛСОШ – 1, через семинары, форумы, НИК
|
По плану
МБОУ Лесоперевалочной СОШ – 1
В течении года
|
3.Участие
педагогов и детей
в организации и
проведении Школ
диалога культур
различного уровня
|
Активное участие обучающихся и педагогов в организации и проведении
Школ диалога культур, полезный и весьма результативный опыт участия
имелся в 2011-2012 учебном году, когда педагоги и дети приняли участие в мероприятиях в Межрегиональном фольклорном празднике «Тун пайрам – 2012» в честь 10 – летней годовщины 21 мая Всемирным днём культурного разнообразия в честь 150 – летия со дня рождения Н.Ф.Катанова.
Международный день родного языка. Районный форум. |
По приглашению
организаторов Школы
диалога культур
1 неделя феврвля.
|